Среда, 28.06.2017, 20:24

Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 1 из 11
Форум » . Гражданская война на Востоке России... » Маньчжурия и Дальний Восток » Хайларский пленник
Хайларский пленник
poruchik_LukashДата: Воскресенье, 08.01.2012, 07:20 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 182
Статус: Offline
Доступно только для пользователей

Прежде чем перейти к теме рассказа, необходимо отметить, что основным источником информации об описываемых событиях наряду с книгой Джимми Бишера и дневниковыми записями чехословацких легионеров послужили официальные донесения и дневники офицеров одной из официальных «структур» American Expeditionary Forces - A.E.F. (Американских экспедиционных сил) в Сибири и на Дальнем Востоке России. Эта «структура» официально именовалась The Russian railway corps of service - RRSC (дословно: «Российский железнодорожный корпус обслуживания») и изначально была создана американцами ещё в 1917 году по просьбе Российского Временного Правительства…

Весна 1920 года... после достаточно неприглядной и так трагически закончившейся истории с передачей в руки его врагов адмирала А.В. Колчака, части Чехословацкого корпуса по договорённости с большевиками покидали полыхающие революционным огнём и междоусобицей Сибирь и Забайкалье. Цепочка чехословацких эшелонов протянулась через Маньчжурию до самого Владивостока...

Преамбулой к описываемым событиям послужила забастовка железнодорожников на КВЖД в марте 1920 года, направленная на смещение бессменного Управляющего дорогой генерал-лейтенанта Д.Л. Хорвата и установление над этим «государством в государстве» контроля Советов. К началу апреля 1920 года забастовка практически уже закончилась и лишь на некоторых станциях КВЖД железнодорожники ещё проявляли «революционную активность».

В ночь с четверга на пятницу 9 апреля 1920 года японские солдаты на станции Хайлар Китайской Восточной железной дороги неожиданно арестовали 11 русских граждан: семерых членов Регионального железнодорожного комитета, помощника начальника станции Хайлар и трёх телеграфистов. Трудно избавиться от искушения предположить, что японцы специально произвели эти аресты с провокационной целью осложнить обстановку на маршруте эвакуации частей Чехословацкого корпуса (а такое предположение весьма вероятно, поскольку масштабная всеобщая забастовка железнодорожников на КВЖД к тому времени уже закончилась и необходимость принятия столь жёстких мер к некоторым «недовольным» представляется крайне сомнительной). Причём, судя по всему, японцев совершенно не смущало присутствие как американских офицеров из RRSC, так и других официальных представителей сил союзников.

Как бы - то ни было, действия японцев вызвали довольно серьёзную волну протеста как со стороны русских железнодорожников, так и со стороны китайцев, «подрабатывавших» на КВЖД. Местные жители (а Хайлар в то время насчитывал порядка 14 000 жителей: около 4 000 русских и порядка 10 000 китайцев) в большом количестве начали собираться вокруг военного штаба японского батальона, где временно содержались арестованные хайларцы. Воспользовавшись ситуацией, хайларские железнодорожники путём организации возмущения «трудящихся масс» хотели придать внезапно возникшему инциденту широкую огласку с целью возобновить недавно окончившуюся забастовку (поскольку, хотя Д.Л. Хорвата от дел и отстранили, но власть над КВЖД Советы так и не получили) и заодно принудить японцев выпустить на свободу их товарищей.

Неискушённому читателю может показаться, что японцы переоценили свои силы в начавшейся «заварушке», которую инициировали её представители на одной из станций КВЖД. Чехословаки двигались на Восток достаточно большой массой всеми силами стремящихся на Родину и имеющими немалый боевой опыт легионеров. В Хайларе же дислоцировался только батальон из 500 японских солдат, не считая приблизительно стольких же по численности «хунхузов» из Oсобого Маньчжурского отряда активно поддерживаемого японцами атамана Г.М. Семёнова. В это же время на самой станции уже находились три чехословацких эшелона с легионерами. Помимо этого «поблизости» были два идущих из Забайкалья во Владивосток воинских эшелона и поезд штаба 3-й чехословацкой дивизии под командованием полковника Прхала, которых от Хайлара отделяло всего несколько часов пути. В дополнение ко всей вышеперечисленной «живой силе», эшелоны с чехословацкими легионерами сопровождал, пожалуй, самый мощный и известный в то время на российском Дальнем Востоке бронированный поезд - чехословацкий "Orlik". После разгрома трёх семёновских бронепоездов на станциях Подорвиха и Байкал Кругобайкальской железной дороги, «Орлик» в боестолкновениях больше не участвовал, а, выполнив несколько поручений по работе с Ликвидационной комиссией Чехословацкого Корпуса на станции Слюдянка (КБЖД), двигался в том же направлении, что и основная масса чехословацких эшелонов – на Восток.

Доступно только для пользователей

Чехословацкие и американские солдаты на КВЖД возле бронеплощадки "Орлика".
На головах американцев одеты их характерные "сержантские" шляпы. Фото из дневника американского офицера Российского железнодорожного корпуса обслуживания (RRSC) 2-го лейтенанта Уильяма К. Джонса .


Доступно только для пользователей

"Удостоверение личности" американского офицера Российского железнодорожного корпуса обслуживания (RRSC) 2-го лейтенанта Уильяма Корнелиуса Джонса.

На рассвете субботы 10 апреля 1920 года штабной поезд 3-й Чехословацкой дивизии по прибытии на станцию Хайлар был «приторможен» местными железнодорожниками, которые удерживали состав на станции под различными надуманными предлогами. Встревоженный неблагоприятно складывающейся обстановкой на станции Хайлар офицер RRSC данного района американский 1-й лейтенант D.S. Colby настойчиво информировал о происходящих событиях командование RRSC и «бомбил» телеграммами поездных диспетчеров КВЖД с целью скорейшей отправки «застрявшего» в Хайларе эшелона. Русские железнодорожники никак не хотели позволить такому количеству официальных представителей Чехословацкого Корпуса (речь идёт о штабном поезде 3-й дивизии) оставить их «один на один» в противостоянии с японской армией и предпринимали всё, что было в их силах, с целью задержать отправление штабного поезда чехословаков. Возмущённые железнодорожники выразили свой протест действиями японцев полномочному представителю чехословацкого президента Массарика, ехавшему в штабном поезде 3-й дивизии Чехословацкого корпуса. Доктор Благош на произведённые японцами аресты русских обратил внимание... китайских властей, которых в то время всё более и более раздражало неуважение японцев, проявляемое по отношению к ним, но... местного китайского военного начальника, как это нередко бывает в таких случаях, «не оказалось дома» и «беспокойство» Благоша никакого эффекта не имело.

Российские представители гражданских властей в Хайларе также пытались поднять вопрос о произволе японских властей в отношении российских граждан перед японским консулом в Харбине, но их обращения японской стороной были проигнорированы. Обстановка тем временем накалялась...

Доступно только для пользователей

Хайлар в начале прошлого века.

Пасхальным утром, в воскресенье 11 апреля, на станцию Хайлар прибыл почтовый поезд. Арестованные железнодорожники со связанными сзади руками в сопровождении вооружённого конвоя были быстро переведены в почтовый вагон. Бастовавшие местные железнодорожники тут же предусмотрительно убрали от состава "почтовика" поездной локомотив. Доктор Благош совместно с представителями Союзных сил на Дальнем Востоке направился к командиру японского батальона подполковнику Tsidheu, который с чисто японской вежливостью продержал их в ожидании «аудиенции» целых два часа в приемной. Затем к ним вышел японский капитан и сообщил, что заключенные освобождены не будут. Так что и эта «миссия» успеха не имела…

Чтобы сгладить неприятное впечатление от происходящего, весь день 11 апреля китайский и чехословацкий (из легионеров эшелона 12-го стрелкового полка 3-й дивизии) военные оркестры играли на станции перед празднующими Пасху местными жителями и железнодорожниками, которых к вечеру на улицах становилось всё больше. Так же увеличивалось и количество нетрезвых в этой праздной толпе, но обстановка пока ещё оставалась мирной.

Вечером 11 апреля 1920 года чехословацкий оркестр доигрывал свою последнюю на этот день мелодию и праздничная толпа уже начала расходиться, когда несколько взводов японских солдат внезапно сформировали заслон вокруг почтового вагона на станции и куда-то повели заключенных. Похоже, сообразив, что железнодорожники не дадут вывезти своих арестованных товарищей по железной дороге, японцы решили перевезти задержанных русских железнодорожников на станцию Маньчжурия (Manchuli) на автомобилях.

Доступно только для пользователей

Первая после России крупная станция КВЖД на территории Китая - станция Маньчжурия (Manchuli).

В толпе началось волнение, которое быстро переросло в открытую враждебность к японцам: кто-то из рабочих открыл стрельбу в японских солдат из револьвера, другой русский железнодорожник бросил в охранников гранату. В ответ японскими полицейскими также была брошена граната и началась всеобщая суматоха. На стрельбу и взрывы прибежали китайские солдаты и чехословаки из эшелонов: китайцы тут же открыли беспорядочную стрельбу прямо на перроне станции. Японцы «ответили» огнём из заранее расположенных неподалеку пулемётов, ранив нескольких гражданских лиц, в том числе несколько человек из толпы... В результате стихийной перестрелки были убиты один чехословацкий офицер и один легионер, а семеро чехословацких солдат и одна женщина (якобы это была жена одного из легионеров) - ранены.

Стрельба продолжалась около часа, после чего китайские солдаты отступили к своим баракам, японцы - к своим. В американских бараках на то момент уже никого не было, поскольку все обитатели покинули их вместе с первыми же выстрелами.

Доступно только для пользователей

Бараки корпуса стражи (охраны) КВЖД.

На следующий день ехавший в штабном поезде начальник штаба 3-й дивизии майор Квапил совместно с главой чехословацкой военной миссии в Харбине подполковником Копалом встретился с китайскими и японскими военными и заявил, что едущие на Восток чехословацкие части не интересуют русско-японские «разборки» и потребовал объяснения понесённым чехословаками накануне жертвам. Однако в ответ от японцев он услышал совершенно фантастическую версию произошедшей в ходе инцидента перестрелки, в которой, по мнению японцев, оказывается, были виноваты «пьяный чешский солдат и другие легионеры, примкнувшие к взбунтовавшимся русским железнодорожникам». Похоже, что японцам этого показалось явно недостаточно и они вдобавок ко всему вышесказанному ещё и обвинили команду бронепоезда «Орлик» в обстреле станции из своих трёхдюймовых орудий. Чехословацкие представители категорически возражали против этих надуманных обвинений, аргументируя своё несогласие с японской трактовкой событий тем, что от такого применения артиллерии на маленькой станции непременно должны были остаться следы, которых тем не менее нигде нет.

Поскольку тон переговоров становился всё более жёстким, китайцы попытались уменьшить «накал страстей», акцентируя внимание их участников на том, что всё произошедшее на станции Хайлар было «маленьким инцидентом» между японцами и русскими, который уже благополучно разрешён. В конечном итоге переговоры закончились достаточно миролюбиво и к исходу понедельника 12 – го апреля 1920 года один чехословацкий эшелон и штабной поезд уже отправились со станции Хайлар по КВЖД дальше на Восток.

Однако утром во вторник 13-го апреля 1920 года ситуация вновь осложнилась: к Хайлару неожиданно подошли два эшелона с японскими солдатами, быстро занявшими господствующие высоты возле станции. Прямо напротив двух ещё остававшихся на станции чехословацких эшелонов и «Орлика» занял боевую позицию японский бронепоезд. Японцы действовали быстро и решительно. К 14 часам 13-го апреля они перерезали все линии связи и разобрали железнодорожный путь на мосту восточнее станции Хайлар. Путь на Восток был отрезан.

На встрече 13 апреля 1920 года в китайском военном штабе в Хайларе японцы предъявили изумленному представителю Чехословацкого Корпуса ультиматум: выдать бронированный поезд «Orlik» и весь запас перевозимых в эшелонах ручных гранат (всего около 25 000 штук), или же подвергнуться хорошо подготовленному нападению. Не желая проливать больше солдатской крови в бессмысленной борьбе, чехословацкое командование вынуждено было пойти на выполнение японского ультиматума. «Орлик» (судя по всему, изначально и являвшийся одной из целей данной провокации) и гранаты были «выданы» японцам, а чехословаки продолжили свой путь во Владивосток на китайском поезде. Как отмечал 1-й лейтенант D.S. Colby: «Чехи тяжело переживали свой позор».

Доступно только для пользователей

Вокзал станции Хайлар в наше время.

Об этом инциденте с участием "Орлика" существует запись в Дневнике чешского легионера из 12-го стрелкового полка капрала Františka Jemelky:

"Za Bajkalem jsme již jeli bez překážky až do Mandžurska. Tam jsme měli incident s Japonci. Totiž ne my, ale Rusové...
...Japonci nás obvinili, že jsme Rusům dali granáty a pušky. Ti zase nám měli za zlé, že jsme jim proti Japoncům nepomohli. Ačkoliv Japonci nám to neřekli, pozvali ještě dva vlaky Číňanů, obsadili okolní návrši a pak nás přišli odzbrojit. Po dvoudenním vyjednávání, byl jim odevzdán pancéřový vlak Orlík a 25 000 ručních granátů. Později v Charbině byl nám tento vrácen a ruční granáty zaplaceny."

"За Байкалом мы дошли беспрепятственно до Маньчжурии. Там у нас был инцидент с японцами. То есть, не у нас, а у русских...
...Японцы обвиняют нас, что мы дали русским гранаты и винтовки. Русские, в свою очередь, должны винить нас в том, что мы не помогли им против японцев. Японцы сказали нам, что они "привлекли" ещё два китайских поезда и заняли окрестные холмы, и тогда мы согласились на разоружение. После двух дней переговоров японцам были переданы броневой поезд "Орлик" и 25 000 ручных гранат. Позднее, в Харбине он был возвращён нам, а ручные гранаты оплачены."

В ходе достаточно сложных переговоров с японцами представителей командования Чехословацкого Корпуса и при активном участии в этих переговорах союзников, "Орлик" был возвращён чехословакам (по одной из версий - на станции Манчьжурия, по другой - во Владивостоке), якобы под обязательство продать его японцам при уходе из Владивостока.

Использованы материалы:

"КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ в.)" Аблова Н.Е., М., "Русская панорама", 2004 г.
"О себе: воспоминания, мысли и выводы" Атаман Семёнов. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002 г. - (Мемуары), ISBN 5-17-012970-Х.
"AMERICAS SIBERIAN ADVENTURE 1918-1920" William S. Graves - Major General, US Army Retired, N-Y, 1941 (copyright 1931).
"White Terror: Cossack Warlords of the Trans-Siberian", Jamie Bisher, 2005.
Донесения американских офицеров - сотрудников RRSC ( материалы из Библиотеки Конгресса США).
Материалы и фото из дневника американского офицера Российского железнодорожного корпуса обслуживания (RRSC) 2-го лейтенанта Уильяма Корнелиуса Джонса.
Воспоминания и записи из дневников чехо-словацких легионеров, чешского и китайских интернет-сайтов:
http://karel.jemelka.sweb.cz/
http://treehouse.ofb.net/go/en/searchtrainstations/%E6%B5%B7%E6%8B%89%E5%B0%94
http://www.asiadata.ru/?lang=zh

Все материалы данной статьи являются интеллектуальной собственностью автора. При использовании этих материалов ссылка на сайт http://vvs2058.ucoz.ru/ обязательна.


 
СтилетДата: Пятница, 07.09.2012, 19:19 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
poruchik_Lukash,
Здравия желаю, господин поручик! Известна ли вам статья М.Гошек Хайларсий Инцидент: Проблемы взаимотношений между чехословацким легионом и японской армией, апрель 1920г. ?
biggrin
 
СтилетДата: Пятница, 07.09.2012, 19:20 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
poruchik_Lukash, p.s. если есть необходимость могу, что называеться поделиться поделиться! biggrin
 
poruchik_LukashДата: Пятница, 07.09.2012, 19:28 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 182
Статус: Offline
Да, известна: мною, через моего чешского коллегу было задано несколько вопросов господину Мартину Хошеку и обращено внимание на одно несоответствие в его статье воспоминаниям чешского легионера Карела Емелки, но ответа от господина Хошека так и не последовало.

 
Форум » . Гражданская война на Востоке России... » Маньчжурия и Дальний Восток » Хайларский пленник
Страница 1 из 11
Поиск: