Среда, 24.05.2017, 16:42

Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 1 из 11
Форум » . Боевая часть » Бронепоезда... » Русские "хунхузы"...
Русские "хунхузы"...
poruchik_LukashДата: Воскресенье, 08.01.2012, 07:12 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 182
Статус: Offline

Разбитый "Хунхузъ" №1 после боя под станцией Рудочка, лето 1916 года.
Скан страницы из книги "The Russian Army 1914-18".


Проект первого типового лёгкого бронепоезда для русской армии был разработан начальником 2-й Заамурской железнодорожной бригады генерал-майором Михаилом Викторовичем Колобовым. В июле 1915 года в Киевских железнодорожных мастерских началось строительство четырёх таких бронепоездов и 1 сентября 1915 первый "Хунхузъ" был введён в строй:


БП "Хунхузъ" №1, сентябрь 1915 года. РГВИА.

Каждый бронепоезд состоял из бронепаровоза серии «О» (бронировки Одесских железнодорожных мастерских) и двух отапливаемых (от паровоза) в зимний период бронеплощадок (изготавливавшихся в Киевских железнодорожных мастерских), конструктивно состоявших каждая из пулемётного каземата и "полубашенной" орудийной установки. Толщина броневых листов составляла 12-16 мм. Изнутри бронеплощадки имели теплозвукоизоляционную отделку из "сандвича", состоявшего из 20 мм пробковых и 6 мм фанерных листов. Снаружи весь состав окрашивался в защитный цвет, изнутри – в белый. Каждый бронепоезд имел в запасе колёсные пары западноевропейской колеи для возможных действий на германских или австрийских железных дорогах. Команда бронепоезда состояла из 4 офицеров и 90 нижних чинов, "сведённых" в три взвода (артиллерийский, пулемётный и технический).




Скан страницы из книги А.Б. Широкорада "Чудо-оружие Российской империи" (стр. 229).

В пулемётных казематах устанавливалось по 12 австрийских пулемётов «Шварцлозе» М07 (10 бортовых и 2 курсовых; правда, в БП №2 и №3, за счёт устройства специальных угловых спонсонов, курсовые пулемёты получили возможность вести огонь и "по борту") с боекомплектом в 1500 патронов на каждый пулемёт. Трофейные австрийские пулемёты «Шварцлозе» М07 калибра 7,92 мм имели достаточно надёжную конструкцию и без особых затруднений переделывались под русский патрон калибра 7,62 мм. Охлаждение пулемётных стволов во время стрельбы осуществлялось через специальную водоподводящую систему от паровозного тендера к кожуху каждого пулемёта.
В полубашенной артиллерийской установке размещалась 3-х дюймовая горная пушка образца 1904 года с возимым боекомплектом в 105 снарядов, снятая с вооружения русской армии и в достатке имевшаяся в арсеналах. Выбор артиллерийского и пулемётного вооружения для бронепоездов осуществлялся по остаточному принципу, что не могло не сказаться на снижении их боевого потенциала.

Судьба первых типовых русских бронепоездов типа «Хунхуз» сложилась довольно причудливо:

1. БП «Хунхузъ» №1 был введён в эксплуатацию 1 сентября 1915 года.



БП "Хунхузъ"№1 со своей командой перед убытием на фронт, сентябрь 1915 года.
Фото из Интернета.


9 сентября 1915 года бронепоезд №1 под командованием поручика Крапивникова убыл на фронт в район Ковель - Сарны, а уже 24 сентября того же года в ходе боя с австрийцами попал в "капкан": при движении со станции Рудочка в сторону австрийских позиций передней контрольной платформой бронепоезд угодил в "крысиную нору", отцепив платформу, при попытке отхода в результате повреждения железнодорожного полотна позади бронепоезда австрийской артиллерией, "Хунхузъ" был "отрезан" от своих войск и, лишившись возможности маневра, подбит несколькими удачными попаданиями австрийских артиллеристов... как следствие - повреждённый бронепоезд после гибели части команды и израсходования почти всех боеприпасов был оставлен своей командой на нейтральной полосе между австрийскими и русскими позициями. В январе 1916 года русские "охотники" сумели отцепить и увести в тыл по восстановленному пути заднюю бронеплощадку, а в ходе летнего русского наступления 1916 года головная бронеплощадка и паровоз были эвакуированы в тыл русских войск и, ввиду нецелесообразности восстановления, пошли на слом, что вызывает большие сомнения (см. ниже).



Бронепоезд "Хунхузъ", подбитый в бою у станции Рудочка. Снимок сделан летом 1916 года.
Фото из своей коллекции предоставил Сергей Ромадин.


2. БП «Хунхуз» №2 был введён в строй также в сентябре 1915 года, славно воевал:



Бронепоезд "Хунхуз" №2 вблизи станции Мирогоща (Дубенский район, Ровенская область), на Волыни, Первая мировая война, май 1916 года.
Фото из Интернета.


После революции в результате ряда перипетий бронепоезд оказался в составе Красной армии, получил название «2-й Сибирскiй броневой поездъ» и участвовал во многих боях. В 1918 году в Царицынских железнодорожных мастерских он был перевооружён на 76,2 мм полевые пушки образца 1902 года (знаменитые "трёхдюймовки" были установлены открыто за броневыми щитами вместо башен). Помимо этого, в состав бронепоезда дополнительно вводились две открытые двухосные артиллерийские платформы с 3-х дюймовыми орудиями:



Бронепоезд "2-й Сибирскiй броневой поездъ" (бывший БП "Хунхуз" №2),
после ремонта и перевооружения в Царицынских мастерских, 1918 год.




Бронепоезд "2-й Сибирскiй броневой поездъ" (бывший БП "Хунхуз" №2), 1918 год.
Фото из Интернета.


30 марта 1919 года, после неудачного боя с белогвардейским БП "ОФИЦЕР" бронепоезд красных «2-й Сибирскiй..." был брошен командой у станции Хацепетовка на Украине и перешёл во владение белых, сменив название на БП "Слава "Офицеру!" Однако, судя по фотографиям бронепоезда того периода, новое название было "упрощено" до «Офицеръ».

В 1919 году в ходе ремонта в железнодорожных мастерских г. Грозный орудия на бронеплощадках бронепоезда "закрыли" броневыми полубашнями. Оставлен белыми в 1920 году в Новороссийске при их эвакуации в Крым.


Белогвардейский бронепоезд "Офицеръ" (бывший БП "Хунхуз" №2), Ростов-на-Дону, 1919 год.
Фото из Интернета.



БП "Офицеръ" со своей командой, Ростов-на-Дону, 1919 год.
Скан фотографии из книги "Белые бронепоезда в Гражданской войне".


3. БП «Хунхуз» №3 стал участником, пожалуй, одних из самых "бурных" исторических событий того времени...



Бывший БП "Хунхуз" №3 в процессе "перевооружения": замены штатной орудийной башенной установки на 3-х дюймовую пушку Лендера образца 1914 года, (фото без бронебашни) 1918 год. Орудийный расчёт: 7 человек (командир, наводчик-2, замковый, заряжающий-2, установщик дистанционных трубок). Фото с сайта http://www.pamatnik.valka.cz/.



Броневик "ORLIK", захваченный в Симбирске.
Фото с сайта http://forum.blockhaus.ru/ (Клуб коллекционеров Блокгауз).



БП чехо-словаков "ORLIK" с 3-х дюймовым "Лендером" в цилиндрической бронебашне, место и дата снимка неизвестны.
Фото из Интернета.



Бронепоезд чехо-словаков "ORLIK" (бывший БП "Хунхуз" №3) вместе с МБВ "Заамурец".
Фото из Интернета.


"Одиссею" БП «Хунхуз» №3 смотреть в статье "Дальневосточный "анабасис" ORLIKa..."

4. Согласно официальному "бронепоездоведению" БП «Хунхуз» №5 был сдан 3-му Заамурскому железнодорожному батальону 28 сентября 1915 года, хорошо воевал и в октябре 1917 года прямо из ремонта в Одесских железнодорожных мастерских оказался у новых властей (по утверждению поляков, правда, не подтверждённому "нашими" источниками, он носил название "Toварищ Ворошилов"). В 1918 году его бронеплощадки вошли в состав украинского бронепоезда «Сичевик» (или, как называли его поляки, "Sichovyi"), а 24 мая 1919 года на ж.д. линии Здолбунов - Броды бронепоезд был захвачен польскими уланами из 2-го эскадрона Первого уланского полка. Получив первоначально название БП "Krechowiak", под временным командованием Вацлава Комаровского, из Первого уланского полка, бронепоезд вошёл в состав Польской армии, впрочем вскоре (в июне 1919-го) сменив и командира и "имя" на РР №20 «General Dowbor».
Поляки дополнительно включили в состав бронепоезда свой самодельный бронированный 4-х осный грузовой вагон, ("броню" которого, согласно польских источников, "соорудили" из пулемётных и окопных русских щитов), разместив в нём 76,2 мм русскую пушку и австрийское орудие неизвестного типа.


Польский БП "Krechowiak" (бывший БП "Хунхузъ" №1?). Фото c сайта http://derela.republika.pl/.


Бронепаровоз польского РР №20 "General Dowbor"
с частично снятой бронеобшивкой. Фото с сайта http://derela.republika.pl/.








Польский РР №20 "General Dowbor" (бывший БП "Хунхузъ" №1?).
Фото c сайта http://derela.republika.pl/.


Спустя год, после захвата его на участке Казатин - Фастов 23 июня 1920 года конниками С.М. Будённого, бронепоезд был отремонтирован, перевооружён (на крыше бронеплощадок были установлены высокие цилиндрические пулемётные башенки) и включён в состав Красной армии под названием БП №112.

А теперь версия "фантастическая": бронеплощадки бронепоезда "General Dowbor" представляют собой не что иное, как восстановленные бронеплощадки бронепоезда "Хунхузъ" №1, разбитого 24 сентября 1915 года под станцией Рудочка... Если внимательно посмотреть на польское фото бронепоезда, то чётко видно, что все швы и пазы полубашни наглухо заварены, артустановки ни на одном фото не видно. Видимо, именно поэтому поляки включили в состав бронепоезда импровизированный артиллерийский вагон, чтобы он имел хоть какое-нибудь артвооружение и скорее всего именно поэтому модернизация его после возвращения в Красную Армию и "превращения" в БП № 112 заключалась лишь в установке дополнительных пулемётных башен, поскольку артиллерийские казематы были разрушены австрийскими снарядами и восстанавливать их было нецелесообразно (или технически невозможно, судя по видимым повреждениям головной бронеплощадки "Хунхуза" №1 с заставки к этой статье) ...
Известный специалист по бронепоездам Сергей Ромадин эту "фантастическую" идею автора не только поддержал, но и сказал, что имеет даже доказательную базу аутентичности бронеплощадок РР №21 "General Dowbor" и БП "Хунхузъ" №1...


Использованы материалы из книг М. Коломийца, С. Ромадина и А. Широкорада "Чудо-оружие Российской империи" (Изд. дом "Вече", 2005 г. ISBN 5-9533-0535-4), сборника под ред. Г. Пернавского "Белые бронепоезда в Гражданской войне", М, "Яуза", "Эксмо", ISBN 978-5-699-24849-0, "The Russian Army 1914-1918", 2001, Osprey Publishing Ltd., фотографии и информация с чешских, польских, итальянского, украинского и российских интернет-сайтов.

http://valka.cz/
http://digilander.libero.it/lacorsainfinita/guerra2/schede/treniarmati.htm
http://imf.forum24.ru/
http://voenforum.ru/
http://relicfinder.info/
http://www.ioh.pl/
http://derela.republika.pl/

Все материалы данной статьи являются интеллектуальной собственностью автора. При использовании этих материалов ссылка на сайт http://vvs2058.ucoz.ru/ обязательна.


 
kamo200Дата: Четверг, 19.01.2012, 13:42 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
Dear gentleman! Поздравляю!
Quote
А теперь версия "фантастическая": бронеплощадки бронепоезда "General Dowbor" ( "General Довбор-Мусницкий ") представляют собой не что иное, как восстановленные бронеплощадки бронепоезда "Хунхузъ" №1, разбитого 24 сентября 1915 года.

YES! Фото.

Доступно только для пользователей

С уважением K.
Прикрепления: 2688706.jpg(143Kb)
 
poruchik_LukashДата: Четверг, 19.01.2012, 13:47 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 182
Статус: Offline
Quote (poruchik_Lukash)
Dear gentleman! Поздравляю!

Quote (kamo200)
YES! Фото.

Спасибо за отличное фото, Krzysztof!


 
kamo200Дата: Пятница, 22.06.2012, 13:20 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
Dear gentleman! Поздравляю!

Доступно только для пользователей
Прикрепления: 8804411.jpg(45Kb)
 
poruchik_LukashДата: Пятница, 22.06.2012, 13:30 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 182
Статус: Offline
Спасибо за отличное фото, Krzysztof!
МОЛОДЕЦ! А чей источник?


 
kamo200Дата: Пятница, 22.06.2012, 17:26 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
next photo....

Доступно только для пользователей
Прикрепления: 0290314.jpg(142Kb)
 
kamo200Дата: Пятница, 22.06.2012, 18:50 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
next photo 1915/1916 y.

Доступно только для пользователей
Прикрепления: 6082127.jpg(108Kb)
 
kamo200Дата: Пятница, 22.06.2012, 18:51 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
next in Polish Army - No 20.

Доступно только для пользователей
Прикрепления: 3588835.jpg(17Kb)
 
poruchik_LukashДата: Пятница, 22.06.2012, 21:19 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 182
Статус: Offline
Krzysztof!!!

Use the translator on the front page!





Прикрепления: 7348491.jpg(428Kb) · 2496796.jpg(476Kb) · 2255278.jpg(173Kb)


 
Форум » . Боевая часть » Бронепоезда... » Русские "хунхузы"...
Страница 1 из 11
Поиск: