Среда, 24.05.2017, 16:42

Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 1 из 11
Форум » . Боевая часть » Бронепоезда... » Многообразие "Орликов"...
Многообразие "Орликов"...
poruchik_LukashДата: Воскресенье, 08.01.2012, 22:08 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 182
Статус: Offline


Коллаж из дневника (опубликованного в книге "Pod praporem 5ho T.G. Masaryka,
Prazskeho pluku" 2000 г.) чехо-словацкого легионера Josefа Charvatа
из 5-го "Пражского" стрелкового полка Чехо-словацкого корпуса.

Как оказалось, в истории "крепостей на колёсах" было несколько бронепоездов с именем "Орлик". По прошествии многих лет очень трудно проследить их истории, но попытаться всё же можно (и нужно, поскольку со временем делать это становится всё труднее).

...К исходу дня 29 мая 1918 года на станции Пенза – III чешский легионер прапорщик Šrámek из 4-го "Прокопа Великого" стрелкового полка Чехо-словацкого корпуса сформировал первый чехо-словацкий импровизированный бронепоезд с именем «Orlík».
Вооружение "самодельного" блиндированного БеПо состояло из 1 орудия на платформе, 9 пулемётов «Максим» и двух из трёх захваченных накануне на станции Пенза бронеавтомобилей, один из которых, якобы это был «Armstrong-Whitworth-Fiat», согласно данных чешских источников (1), имел собственное название "ADSKIJ" («Адский») и ранее входил в состав 15-го автомобильного пулемётного взвода РИА, хотя в состав 15-го взвода в Первую мировую войну входили только два "Остина" 1-й серии ("Алчный" и "Адский") и по одному "Гарфорду" ("Грозный") и "Ланчестеру" (2), а второй, «Austin», не имевший собственного "имени", нёс на своей единственной башне символику в виде черепа со скрещёнными костями. Команда бронепоезда состояла из 58 человек.



Захваченные чехо-словаками на станции Пенза бронеавтомобили "Austin" Mk-I/2 (однобашенный) и Mk-III(?). Пенза, 28 мая 1918 года. Возможно, что первый из них (а может быть, и оба) на следующий день вошли в состав импровизированного бронепоезда "Орлик". Фото из Интернета.



Импровизированный бронепоезд 4-го "Прокопа Великого" стрелкового полка (предположительно "Орлик-1") с бронеавтомобилем "Austin" Mk-I/2 (однобашенный) на платформе.
Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го "Прокопа Великого" стрелкового полка.

31 мая 1918 года импровизированный БП «Orlík» принял участие в бою за овладение Александровским мостом через Волгу под Сызранью.



В ходе боя, уже после захвата моста чехо-словаками, около 9 часов утра со станции Обшаровка красногвардейцами на «Orlík» был направлен неуправляемый паровоз, в ходе столкновения с которым в 6 километрах от Александровского моста была полностью уничтожена платформа с бронеавтомобилем «Адский» и повреждена платформа с бронеавтомобилем «Austin» из состава чехо-словацкого импровизированного бронепоезда "Оrlik".



Платформа "Орлика" с бронеавтомобилем "Austin" после тарана паровозом под Обшаровкой,
31 мая 1918 года. Фото из Интернета.

1 июня 1918 года на захваченной чехо-словаками станции Обшаровка импровизированный БП «Orlík» был подвергнут «реорганизации»: командование бронепоездом возглавил прекрасный артиллерист, русский легионер подпоручик Владимир Холявин* (брат которого, поручик Александр Холявин*, командовал 3-й артиллерийской батареей чехо-словаков). Команда БеПо общей численностью 66 человек состояла из пехотного взвода, пулемётного взвода с 10 пулемётами «Максим» и 2 пулемётами «Кольт», командование которым принял прапорщик Šrámek , одного орудийного расчёта из состава 3-й артиллерийской батареи под командованием бригадира Melichar, инженерного взвода 1-й технической роты 4-го стрелкового полка под командованием подпоручика Untermuller. С учётом полученного в бою за Александровский мост негативного опыта «паровозного тарана», перед вагоном с 3-х дюймовым орудием была поставлена контрольная платформа.
6 июля 1918 года произошло соединение Пензенской (под командованием полковника Станислава Чечека) и Челябинской (под командованием полковника С.Н. Войцеховского) групп Чехо-словацкого корпуса, а 9 и 10 июля 1918 года на страницах Дневника чешского легионера Josefa Holuba появляется упоминание уже о двух бронепоездах с именем "Orlik" - Орлик.1 и Орлик.2, получается, что в каждой из групп до соединения уже был "свой" бронепоезд "Орлик"...



Внутренний вид блиндированного артиллерийского вагона импровизированного
бронепоезда чехо-словаков "Orlik.I". Фото из Интернета.



Рисунок со страницы дневника чешского легионера FRANTIŠKA POCHYLY с описанием боя чешского
импровизированного бронепоезда "Orlik.I" 4-го "Прокопа Великого" стрелкового полка с бронепоездом большевиков в районе станции Колтубанка под Бузулуком 23 июня 1918 года. Акцент делается на недостаточный горизонтальный угол наводки орудия из блиндированного вагона чешского БеПо.



Пулемётный вагон чехо-словацкого импровизированного бронепоезда "Orlik.I", Уфа, июль 1918 года. (Фото из коллекции автора).



Один из командиров бронепоезда ЧСЛ "ORLIK" - Vaclav Šara, во время командования бронепоездом "Orlik" в бою под станцией Охотничья 11 сентября 1918 года был тяжело ранен и пять месяцев пролежал в больнице в Челябинске. На Родину вернулся в звании "капитан".
В октябре 1941-го за участие в Сопротивлении генерал Vaclav Šara был арестован гестапо и расстрелян.
Фото с сайта Чешского Военно-исторического архива в Праге.



Чехо-словацкий импровизированный бронепоезд 6-го "Ганацкого" стрелкового полка
(по версии одного из чешских источников, якобы носил название "Orlik").
Фото с сайта http://www.pamatnik.valka.cz/.



Ещё один чешский "Орлик" с Австро-Венгерскими "корнями", 1920 год.
Скан со страницы книги "A magyar kiralyi honvedseg fegyverzete" A.Bonhardt, Gy.Sárhidai & L.Winkler.

В ходе начавшегося в Праге 5 мая 1945 года чешского антифашистского восстания на ж.д. станции Hronov (Восточная Богемия) в период до 9 мая 1945 года был создан чешский импровизированный бронепоезд "Orlik", состоявший из небронированного паровоза и трёх блиндированных угольных полувагонов.



Чешский импровизированный бронепоезд "Orlik", Вторая мировая война,
Станция Hronov, май 1945 года. Фото из Интернета.



Пулемётный каземат мотоброневагона "Заамурец" в составе бронепоезда "ORLIK".
Фото из Интернета.



Артиллерийская башня МБВ "Заамурец" из состава бронепоезда "ORLIK".
Фото предоставлено автору Чешским Военно-историческим архивом в Праге.



[img]Самый известный из всех "Орликов" - бывший типовой русский бронепоезд "Хунхуз"№3 (БП №4 "Полупановцы") с МБВ "Заамурец". Фото предоставлено автору Чешским Военно-историческим архивом в Праге.[/img]



Фрагмент чешской военной карты с планом антибольшевистского вооружённого переворота во Владивостоке 29 июня 1918 года. Изображён район города "Гнилой угол".
Здесь нашёл своё последнее пристанище бронепоезд "ORLIK" спустя один год
(в мае 1920 года, после оставления его своим экипажем).

Использованы материалы из воспоминаний и дневников чехо-словацких легионеров, чешских и венгерских военно-технических изданий, материалы Чешского Военно-исторического Архива в Праге, фотографии и информация с чешских, польского и российских интернет-сайтов:

"Pod praporem 5ho T.G. Masaryka, Prazskeho pluku" 2000 г. Josef Charvat
"Válečné koleje – válečné lokomotivy" Petr Lapáček
"TAKÉ JSEM BYL VE VÁLCE" František Hlubuček
М. Барятинский, М. Коломиец "Бронеавтомобили Русской армии 1906-1917 г.г.", 2000 г. (2)
http://mujweb.cz/www/pochylafrantisek/
Bonhardt Attila, Sárhidai Gyula, Winkler László: A Magyar Királyi Honvédség fegyverzete, Bp., Zrínyi, 1992.
http://www.162oddil.cz/db/index.php
http://www.magalien.com/~hrabe/ruska_anabase/index.html
http://forum.valka.cz/
http://www.vhu.cz/
http://vojenstvi.cz/
http://mujweb.cz/www/tanks/Broneviky.htm (1)
www.seniorum.cz
http://www.ioh.pl/forum/
http://voenforum.ru/
http://memorial.krsk.ru/index1.htm


 
Форум » . Боевая часть » Бронепоезда... » Многообразие "Орликов"...
Страница 1 из 11
Поиск: