Главная » Статьи » История и техника

Перекрёстки Истории...





Полковник
авиационного корпуса армии США Пол Уорфилд Тиббетс, майор авиационного корпуса армии США Клод Роберт Изерли, капитан 1-го ранга ВМС США Чарльз Батлер Маквей, капитан 3-го ранга ВМС Японии Мотицура (Мотиюка) Хасимото...

Казалось бы: что общего может быть в судьбах двух военных лётчиков и двух моряков двух разных стран? Однако летом 1945 года их судьбы тесно переплелись и оказали своё влияние на ход очень важных событий в мировой Истории.  Итак:

Полковник авиационного корпуса армии США Пол Уорфилд Тиббетс, с декабря 1944 года командир 509-й смешанной авиационной группы 313 бомбардировочного крыла авиационного корпуса армии США на Тихоокеанском ТВД (театре военных действий). В 8 часов 14 минут 17 секунд по команде полковника Тиббетса, командира экипажа стратегического бомбардировщика В-29 "Суперфортресс", названного Тиббетсом  накануне атомной бомбардировки именем своей матери "Энола Гей", бомбардир майор Томас Фирби нажал кнопку открытия бомболюков. Атомная бомба под названием "Малыш" устремилась на Хиросиму и в 8 часов 15 минут 02 секунды 6 августа 1945 года на Земле началась Атомная Эра...

Всего на борту "Энолы Гей" находилось 12 человек: 1-й пилот и командир экипажа полковник Пол Тиббеттс, 2-й пилот капитан Роберт Льюис, штурман капитан Теодор Ван Керк, бомбардир майор Томас Фирби, радист рядовой 1-го класса Ричард Нелсон, бортмеханик мастер-сержант Уайетт Дьюзенберри, бортстрелок штаб-сержант Джордж Кейрон, бортстрелок штаб-сержант Роберт Шамард, оператор радара штаб-сержант Джо Стиборик, оператор аппаратуры постановки радиопомех 1-й лейтенант Джекоб Безер, специалист по атомной бомбе 2-й лейтенант Моррис Джеппсон и специалист по атомной бомбе капитан Уильям Парсонс.

Майор авиационного корпуса армии США Клод Роберт Изерли, пилот  бомбардировщика-разведчика В-29 "Стрэйт Флэш", проведя метеоразведку целей, передал Тиббетсу сигнал: "Бомбите первую цель" (Хиросиму), взяв на себя тем самым роль "высшего Судьи", которая оказалась ему не по силам (но об этом позже).

PS. Некоторые источники утверждают, что перед вылетом экипажем "Энолы Гей" на "Малыше" была сделана надпись: "Подарок за души погибших членов экипажа "Индианаполиса"!



Капитан 1-го ранга ВМС США Чарльз Батлер Маквей, командир тяжёлого крейсера ВМС США "Индианаполис", его корабль 26 июля 1945 года в обстановке особой секретности доставил на остров Тиниан (на котором базировалась 509-я авиагруппа) элементы будущего "Малыша" и ещё двух бомб. На обратном пути в свою базу, в 00:14 30 июля 1945 года, крейсер "Индианаполис" был торпедирован японской подводной лодкой "I-58" и затонул после попадания в него трёх из шести выпущенных с "I-58" торпед. Из 1196 человек, находившихся на борту крейсера были спасены только 316 (в тех водах водится немало акул). Погибший крейсер был флагманом 5-го американского флота.


Командир крейсера капитан 1-го ранга ВМС США Чарльз Батлер Маквей стал первым в истории США офицером, преданным суду военного трибунала за потерю корабля в военное время. Он был обвинён в нарушении правила следования противолодочным зигзагом во вражеских водах. Учитывая предыдущие заслуги и награды Маквея, а также ходатайство министра ВМС США Дж. Форрестола, суд проявил "милосердие" и аннулировал первоначальный приговор Маквею о разжаловании и увольнении из ВМС. О его дальнейшей судьбе также скажу немного позднее...


Капитан 3-го ранга ВМС Японии Мотицура Хасимото, командир подводной лодки "I-58", которая вышла в боевой поход из базы Курэ 18 июля 1945 года, имея на борту, кроме обычных, шесть торпед, управляемых пилотами-смертниками «кайтен» (дословно: "переворачивающий небо"). В ночь на 30 июля 1945 года подлодка под его командованием атаковала и потопила американский тяжёлый крейсер "Индианаполис". До сих пор нет однозначного задокументированного ответа: "стрелял" ли Хасимото обычными торпедами, или результативную атаку совершили "кайтен" (в своей книге: Хасимото М. "Потопленные. Японский подводный флот в войне 1941-45 гг." — М.: ИЛ, 1956, он категорически утверждает, что атаковал обычными торпедами), но, по свидетельству нашего известного писателя-востоковеда Виталия Гузанова, тому якобы удалось побывать в "Зале камикадзе" морского кадетского корпуса японских ВМС на острове Этадзима и на мраморной Доске прочитать имена пилотов-смертников (поскольку на борту подводных лодок они находились под порядковыми номерами и не имели имён в отличие от остального экипажа) "кайтен" с подводной лодки "I-58", "геройски погибших" в ночь с 29 на 30 июля 1945 года при атаке американского тяжелого крейсера "Индианаполис"...

(остров Этадзима)




Эпилог

Бригадный генерал ВВС США Пол У. Тиббетс скончался в своём доме в штате Огайо в 2007 году в возрасте 92 лет.
В 2000 году на 82-м году жизни скончался американский летчик Томас Уилсон Фирби.

Полковник ВВС США Клод Р. Изерли сошёл с ума от мыслей о содеянном, был помещён в
психиатрическую лечебницу, где и скончался в 1978 году.

Контр-адмирал Чарльз Б. Маквей покончил с собой в 1968 году  выстрелом из пистолета.

Мотицура (Мотиюка) Хасимото, после освобождения из американского лагеря для военнопленных , стал капитаном торгового флота, а после выхода на пенсию принял монашество в одном из храмов в Киото. Скончался он в 1968 году, как и Чарльз Б. Маквей.

На начало третьего тысячелетия общее количество жертв атомной бомбардировки в Хиросиме достигло 217137 человек (из них порядка 78 тысяч погибло сразу при взрыве "Малыша").

Интересно, как сложилась бы История, если бы "встреча" Хасимото и его "смертников"
и Маквея состоялась на три дня раньше, когда на борту "Индианаполиса" ещё находились компоненты атомного оружия для двух: "Малыша" и "Толстяка" (а по некоторым данным - для трёх) атомных бомб?


Но, как известно: История не знает сослагательного наклонения и 9 августа  пришла  очередь Нагасаки...







Категория: История и техника | Добавил: vvs2058 (17.03.2009)
Просмотров: 2477 | Теги: Япония, США
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Translation


Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish

Меню сайта


Статьи...


Наше время


Block title


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Визитёры


Информер


Счётчики

Rambler's Top100

Мир ж.д. сайтов

Транссиб on-line Клуб железнодорожников и игр ЖД TrainSim.ru ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта Легендарная Байкало-Амурская

Все флаги в гости

free counters