Главная » Статьи » Мир военной техники

Откуда есть пошли... бронепоезда...
Сама идея размещения и применения в бою вооружения на железнодорожном подвижном составе родилась даже раньше Гражданской войны в САСШ: в 1847 году инженер - капитан русской армии Г. Кори предложил свой проект организации крепостной артиллерии на железнодорожном "ходу", затем во время Крымской войны 1853—1856 годов русский купец Н. Репин представил управляющему военным министерством «Проект о движении батарей паровозами на рельсах» (как и множество других идей и изобретений, эту постигла та же участь - "сгинула" в недрах Российского бюрократизма).  В 1857 году инженер - подполковник русской армии П. Лебедев предложил свой вариант защиты морского побережья  с помощью береговых железнодорожных артустановок, но все вышеназванные проекты так и остались на бумаге:



Поэтому точкой отсчёта практического появления и применения первых прообразов бронепоездов всё-таки остаётся 1862 год, г. Ричмонд, САСШ:


(29-30 июня 1862 года под Ричмондом южанами впервые было применено 32-фунтовое орудие "Леди Мерримак", установленное на железнодорожной платформе)



Первая "броня" для защиты орудийного расчёта от огня стрелкового оружия представляла собой щиты из струганых брёвен, скреплённых металлическими болтами.




(13-дюймовая мортира "Диктатор" на 4-х осной ж.д. платформе при осаде Питсбурга в 1864 году)

В 1884 году по проекту инженер – майора французской армии Мужена на заводе «Сен – Шамон» были построены бронированные артиллерийские вагоны длиной 12,8 и высотой 5,3 м с тремя  установленными на тумбах артиллерийскими орудиями калибра 155 мм. Все орудия должны были вести стрельбу через амбразуры одного борта. Бронирование вагона было выполнено из листового железа толщиной от 6 до 18 мм. Орудия ограждались бронеплитами в форме тавровых балок. Однако на вооружение французской армии приняты так и не были ввиду высокой стоимости и уязвимости.



По-настоящему массово первые, ещё очень несовершенные и, по сути, полусамодельные бронепоезда начали применяться в период Англо-бурской войны
1899 - 1902 г.г.

Англичане комплектовали свои "бронепоезда" тремя типами блиндированных вагонов:

1. Первый тип блиндировался стальными листами толщиной 6,3 мм или листовым котельным железом толщиной 10 мм; в продольных стенках на высоте человеческого роста была прорезана щель для наблюдения за местностью. Вагон в продольной стенке  имел по одной небольшой двери с  внутренним засовом; ружейные амбразуры прорезались на небольшой высоте от пола для стрельбы лёжа и с колена. В торцах вагона были прорезаны прямоугольные пушечные амбразуры. Такие вагоны обычно строились на заводах в Англии и доставлялись в Капскую провинцию морем.

2. Вагоны второго типа были обыкновенными 4-х осными деревянными платформами, с укладкой вдоль стенок бруствера из железнодорожных рельсов на высоту до 6 футов и прикрытием снаружи листами кровельного железа. В стенках были прорезаны ружейные амбразуры для стрельбы с колена или лёжа и по одной амбразуре в каждой стенке для ведения артиллерийского огня. Амбразуры могли закрываться блиндажными заслонками.

3. Третий тип обычных открытых вагонов укреплялся рельсами, шпалами, котельным железом или мешками с песком на высоту бортов.

Вагоны второго и третьего типов строились войсками «на местах» из подручных материалов.

Для вооружения бронепоездов англичане применяли орудия калибром от 76 до 220 мм, количество блиндированных вагонов в поездах составляло от 3-4 до 10.


На вагоне, изображённом на фото, орудие (в торцовой части вагона) повёрнуто под углом к оси вагона (на его ствол левой рукой опирается один из воинов, а на щит облокотились ещё несколько).

Были вагоны (казематного типа), где пушки устанавливались внутри и огонь вели через открывающиеся орудийные порты.











Башен ещё не было, поэтому в голову и конец состава ставили вагоны (заводского изготовления, доставлявшиеся из Англии) с "торцовыми" орудиями для огня "по ходу", а блиндированные вагоны (которые изготавливали "на месте" из подручных материалов) с боковыми амбразурами - в середину состава.

После окончания Англо - бурской войны в деле развития и строительства бронепоездов наступило относительное "затишье"... вплоть до Первой мировой и Гражданской...


Типовой бронепоезд ПМВ "Хунхуз" №2, ставший в ГВ "2-м Сибирским"
и перевооружённый в Царицынских мастерских, 1918 год.


Категория: Мир военной техники | Добавил: vvs2058 (24.05.2009)
Просмотров: 2589 | Теги: гражданская война в САСШ, англо-бурская война, Бронепоезд, железная дорога
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Translation


Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish

Меню сайта


Статьи...


Наше время


Block title


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Визитёры


Информер


Счётчики

Rambler's Top100

Мир ж.д. сайтов

Транссиб on-line Клуб железнодорожников и игр ЖД TrainSim.ru ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта Легендарная Байкало-Амурская

Все флаги в гости

free counters