Главная » Статьи » Мир военной техники

Самодельные... бронепоезда
Американский металлический вагон-гондола (угольный полувагон),
российской сборки (Владивостокских железнодоророжных мастерских) 1915-1917 г.г.,
использованный большевиками при постройке импровизированного бронепоезда.
Фото с сайта Паровоз.ру.
 
     С началом Великой войны в России резко возросла потребность в железнодорожных перевозках для нужд Фронта. Однако вагоностроительная промышленность Империи, уже загруженная военными заказами, не могла их удовлетворить в требуемом объёме. Министерство путей сообщения вынуждено было заказать в США и Канаде 20000 грузовых вагонов (большей частью четырехосных). Срочный заказ был размещён сразу на четырёх крупных заводах «Американского вагоностроительного общества» в Нью – Глазго, «Канадского общества» в Монреале, «Питтсбургского общества» в одноимённом городе США и «Общества прессованных стальных вагонов» в Нью – Йорке.
     С задержкой в четыре месяца, в конце 1915 года эти вагоны в разобранном виде начали поступать морским путем в порт Владивостока, где на окраине города в долине у «Первой речки» с августа 1915 года под руководством инженера путей сообщения Георгия Макаровича Степаненко велось создание специальных железнодорожных мастерских с более чем 6500 рабочих мест (4000 из которых впоследствии были заняты китайцами) для сборки американских и канадских вагонов. В августе 1916 года во Владивостокских мастерских была запущена крупнейшая на тот момент в мире компрессорная установка и они вышли на "проектную мощность".
              
4-х осный металлический полувагон постройки 1915-1917 г.г., широко применявшийся всеми
воюющими сторонами во время Гражданской войны для постройки импровизированных бронепоездов.
 
     При транспортировке морским путём, последующей выгрузке и перевозке многие детали вагонных комплектов деформировались, ломались и попросту терялись. Кроме этого нередко происходила «пересортица» и несвоевременное поступление сборочных чертежей (а то и вообще их утрата), вследствие чего уже на месте Владивостокским рабочим приходилось самостоятельно изготавливать недостающие детали «по собственному разумению». Вследствие этого некоторая часть собранных вагонов могла незначительно отличаться друг от друга. По итогам первого года работы в 1915 году полувагонов выпустить не успели, а вот в 1916-м – уже были выпущены на железные дороги и отправлены для выполнения перевозок в интересах Фронта 4933 полувагона. 
     Поступавший морем вагонный комплект четырехосного полувагона со стальным каркасом и деревянной обшивкой кузова, как и полувагона с цельнометаллическим кузовом, имел закрываемые крышками люки в полу (16 - у металлического, 12 - у деревянного полувагона) для выгрузки сыпучих грузов, а также торцовые двери, отводимые внутрь кузова. Грузоподъемность вагонов равнялась 50 т, тара 20,0–21,5 т. Ручные тормоза были выносными, без площадок для кондукторов. Все вагоны комплектовались тележками поясного типа "Даймонд" с колёсной базой 1905 мм. К началу Февральской революции 1917 года мастерские не работали в ожидании поставки из США и Канады второй партии заказанных вагонов. Несмотря на все перипетии тех бурных лет поставщики всё же выполнили свои обязательства полностью и поставили в Россию все оговоренные контрактом вагоны, сборка которых велась с различной интенсивностью вплоть до 1921 года.
 
Характеристики большегрузных вагонов, использовавшихся для железнодорожных  перевозок,
а также для постройки бронепоездов в начале ХХ-го века ("по Мокршицкому").
 
     Американский металлический вагон – гондола (угольный полувагон) неожиданно оказался очень востребованным в период Гражданской войны, когда началось массовое стихийное строительство импровизированных бронепоездов. Надёжность этих вагонов, большая грузоподъемность, особенности их конструкции и металл, из которого они были изготовлены, позволяли в короткий срок и с минимальными затратами - путём блиндирования мешками с инертными материалами (чаще всего с песком) приспособить их для ведения боевых действий в качестве артиллерийских или пулемётных бронеплощадок, а также укрытия возимого десанта. Другим, более длительным по времени и затратным вариантом "бронировки" этих полувагонов было устройство второго, отступающего внутрь вагона борта, с заполнением образовавшегося межбортового пространства различными инертными материалами (песком, щебнем и т.д.). Иногда над такими полувагонами устанавливались частичные или сплошные накаты-перекрытия из брёвен, железнодорожных шпал или листового металла. Что характерно:  «строительством» таких бронепоездов занимались все без исключения воюющие стороны и самодельные броневагоны нередко соседствовали в одном составе бронепоезда с бронеплощадками заводской постройки.
 
Импровизированный чехословацкий бронепоезд в Иркутске, американские вагоны-гондолы
закрыты сверху, в бортах проделаны бойницы для ведения огня из стрелкового оружия.
 
Импровизированный блиндированный "патрульный" поезд Американских экспедиционных сил (AEF) во Владивостоке. Американские вагоны-гондолы Владивостокской постройки "бронированы" мешками с песком. Вооружение: пулемёты Browning M1917A1 (США).
 
Тяжёлый бронепоезд ВСЮР "Единая Россия", 1919 г. В качестве артиллерийских площадок
использованы американские металлические вагоны-гондолы с вырезом части бортов.
 
     Неутомимыми и изобретательными строителями импровизированных бронепоездов были легионеры Чехословацкого Корпуса во время Гражданской войны в России. Практически в каждом полку было по одному (а иногда и по несколько на один полк) "самодельному" бронепоезду...
 
Импровизированный бронепоезд  ЧСЛ у станции Шмаковка (Дальний Восток), 1918 г.
 
Импровизированный бронепоезд 7-го стрелкового "Татранского" полка.
 
Импровизированный бронепоезд ЧСЛ. 
 
Импровизированный бронепоезд ЧСЛ. 
 
Импровизированный бронепоезд генерала Радола Гайды.
 
Импровизированный бронепоезд 6-го стрелкового "Ганацкого" полка.
 
Импровизированный бронепоезд ЧСЛ. 
 
     Все показанные фотографии взяты с различных чешских, польских и российских интернет-сайтов.

     Паровоз «Ов» – это по-своему уникальная серийно выпускавшаяся до конца тридцатых годов прошлого века модель отечественного товарного паровоза.
 
  Самый массовый бронепаровоз первой половины ХХ-го века - "Ов".
 
Схема и основные размерения паровоза "Ов", широко применявшегося при постройке бронепоездов.
 
     История паровоза серии "О" началась в 1889 году, когда известный русский инженер В. Лопушинский совместно с конструкторами Брянского машиностроительного завода разработал проект паровоза с колесной формулой 0-4-0, воплотившего в себе лучшие достижения мировой промышленности. Серия "О” товарного паровоза "Нормального типа 1901 года” в начале ХХ века была принята в качестве основного типа паровоза для российских железных дорог, а индекс "в" означал, что на паровозах применено улучшенное парораспределение системы Вальсхарта — Гейзингера. 
          
 
Основные проекции паровоза "Ов".
 
     Массовый выпуск паровозов серии "О" явился следствием необходимости замены старых поколений паровозов, имеющих машину с простым расширением пара, на паровозы с компаунд-машиной. В компаунд-машине пар сначала работал в цилиндре высокого давления, а затем поступал в цилиндр низкого, что позволяло увеличить КПД примерно вдвое, до 5-6 процентов. Паровозы с компаунд-машиной легко узнать: у них правый и левый цилиндры разного диаметра. Паровоз серии "Ов" стал усовершенствованной моделью своего предшественника ("Од"), давление пара в его котле возросло на 9%, а конструкционная скорость увеличилась до 55 км/ч.
     Паровоз серии "Ов" на стыке ХIХ и ХХ веков был самым массовым, заводы, на которых он производился, выпустили более 7000 экземпляров. До первой мировой войны он работал с товарными поездами, во времена первых пятилеток - на маневровой работе или малозагруженных направлениях, после Великой Отечественной - на подъездных путях различных предприятий. Паровоз проявил себя безотказной и неприхотливой машиной, простой в ремонте и обслуживании, потребляя в качестве топлива не только уголь, но и мазут, дрова, торф... С экипажной частью эксплуатировались как трёхосные, так и четырёхосные тендеры.
 
Трёхосный тендер паровоза "Ов".
 
      Неоднократно "Ов" приходилось выполнять и другую работу: паровоз при необходимости мог стать "кочегаркой", давая тепло и пар, успешно воевал, "одевшись" в броню. Именно легкая "Овечка" выводила бронепоезда на боевые позиции в то время как для других, более тяжелых паровозов, дополнительный вес металла броневых листов был бы уже чрезмерным. И паровоз, и тендер покрывался броневыми листами, а на тендере обычно устраивалась броневая рубка командира бронепоезда. Иногда, как в случае с "Хунхузом" №3 генерала Колобова, на тендере паровоза устанавливали и дополнительное вооружение, как правило - это были зенитные средства. "Бронепаровоз, для работы которого требовалось снабжение водой раз в сутки, а топливом - через сутки, применялся для движения только в боевых условиях. Для обычного следования бронепоезда с базы применялся так называемый "черный" (без брони) паровоз"(с).
 
     Бронированные автомобили. При создании импровизированных бронепоездов во время Гражданской войны наряду с применением металлических полувагонов ещё одним из наиболее популярных способов быстрого повышения огневой мощи "крепостей на колёсах" (при минимальных затратах на переоборудование вагонов) было размещение на совершенно обычных 2-х осных железнодорожных платформах бронеавтомобилей (чаще всего с неисправной ходовой частью) - как "чисто" пулемётных, так и со "смешанным" пушечно-пулемётным вооружением.
 
Импровизированный бронепоезд генерала Яна Сырового, в состав которого,  наряду с тремя американскими металлическими вагонами-гондолами, входил бронеавтомобиль-дрезина "Benz - Gaggenau" на 2-х осной ж.д. платформе. Фото предоставлено Военно-историческим архивом в Праге. 
 
Импровизированный бронепоезд 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка
(предположительно "Орлик-I") с бронеавтомобилем "Austin" Mk-I/2 (однобашенный) на платформе.  Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка.
 
Бронеавтомобиль "Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") в составе импровизированного бронепоезда"Грозный" 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка чехословацкого Легиона. Фото с сайта valka.cz.
 
 
Использованные материалы:

"Развитие отечественного вагоного парка", 
Л.А. Шадур, М, Транспорт, 1988 г., 279 c., ISBN 5-277-00104-2/
"История вагонного парка железных дорог СССР", Е.И. Мокршицкий, М., Трансжелдориздат, 1946 г., 203 с.
"Вагоны Канадского типа", Я. Дорошенко, "Моделист - Конструктор", №5, 1999 г.
"Вагоны широкой колеи железных дорог СССР. Краткий справочник", М., Трансжелдориздат, 1955 г.
"Альбом схем паровозов и паспортов", М., НКПС, 1935 г.
Фото из дневника американского офицера Российского железнодорожного корпуса обслуживания (RRSC) 2-го лейтенанта Уильяма Корнелиуса Джонса.
Фото из Чешского Военно-исторического архива (Прага).
Фото с Российского Интернет-сайта: http://www.parovoz.com./
Форум коллекционеров "RetroV": http://www.retrov.ru/
Сайт любителей моделей железных дорог http://scaletrainsclub.com/
Сайт библиотеки Дюка: http://library.duke.edu/
 
Автор благодарен коллегам с сайта   http://scaletrainsclub.com/ за помощь в поиске и подборе материалов для данной статьи.

Данная статья является интеллектуальной собственностью автора. При использовании материала ссылка на сайт http://vvs2058.ucoz.ru/ обязательна.



Источник: http://Автор
Категория: Мир военной техники | Добавил: vvs2058 (15.11.2009) | Автор: Михаил Лукашов
Просмотров: 18254 | Комментарии: 8 | Теги: угольный полувагон
Всего комментариев: 7
7  
Елки-палки, уникальная заметка

6  
Вообще хитро они грузовой паровоз серии "О" переделали в БП "ОВ" и он стал лучшим "БП"!!!! butcher

5  
cool

3  
Разве бронепоезд 4-го полка с бронеавтомобилем "Грозный" на платформе носил имя "Грозный" ?

4  
Вообще, собственное имя в составе Чехословацкого корпуса в штабных документах официально имели все чехословацкие бронепоезда, но только два из них - БП №1 "Орлик" и БП №2 "Ударник" выделялись осОбо (ну, "Орлик" - понятно, был в ЧСК единственным БП, если так можно сказать, заводской постройки, а почему "Ударник" - не знаю).
Всего в "Хронике 4-го полка" более десятка упоминаний и бронеавтомобиля, и бронепоезда с именем "Грозный". Хотя я не могу исключить и своей ошибки при переводе...

1  
Хорошая статья! Вы бы ещё написали про бронирование "теплушек". cool

2  
Материала очень мало, но попробую... когда-нибудь...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Translation


Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish

Меню сайта


Статьи...


Наше время


Block title


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Визитёры


Информер


Счётчики

Rambler's Top100

Мир ж.д. сайтов

Транссиб on-line Клуб железнодорожников и игр ЖД TrainSim.ru ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта Легендарная Байкало-Амурская

Все флаги в гости

free counters